Sunny и блюз. Идея для Вашей импровизации.


Помню, когда я первый раз записывался на студии – звукорежиссер после записи обратил внимание на ритмическое однообразие в моих соло. «Ноты правильные, - сказал он, - но расставляешь ты их одинаково». С тех пор я стал уделять этому больше внимания и понял сакральную идею! Можно управляться во время импровизации и пятью нотами – разнообразие достигается во многом за счет их ритмической группировки. Послушайте внимательно игру Чарли Паркера с этой точки зрения – разнообразие ритмических мотивов у гения потрясающее!
В этой статье я хочу озвучить простой, но, на мой взгляд, очень эффективный и увлекательный способ развития данной области фразировки. А именно: ритмические паттерны можно заимствовать не только из импровизаций великих, но из мелодий известных песен.
У этого способа есть пара плюсов. Во-первых, у любого человека на слуху масса популярных мелодий; существует также куча песенников, сборников джазовых стандартов, транскрипций соло – все это представляет огромное количество материала для Ваших собственных ритмических идей (да что уж там, буквально все, - даже стук колес поезда может стать вдохновением в этом плане). Во-вторых, совершенно неважно Ваш уровень игры – умения играть пять нот вполне хватит.
Для примера я взял всем известную песню Bobby Hebb «Sunny».





Я специально записал 5-8 такты немного отлично от первой части мелодии, чтобы сразу показать возможные ритмические вариации.
Можно ее сыграть например так (Gm).



По большому счету аккуратность исполнения здесь совершенно не важна. Вы можете сыграть ее еще более фривольно. Главное – определить для себя основную ритмическую канву мелодии и выделить более мелкие мотивы внутри нее. Я выделил пять таких мотивов, но в следуюшем примере использовал главным образом первый, второй и четвертый.

Здесь я импровизировал на блюзовую последовательность в соль-мажоре. Само собой эту идею можно использовать при импровизации на в любом стиле музыки. В первом квадрате я постарался утрировано поиграть, придерживаясь ритмических паттернов из Sunny. Во втором квадрате я немного разбавил это дело другими фразами, ну а в третьем поиграл свободно (но не забывая все же о Sunny).
Надеюсь, что в целом Вам идея понятна: берете ритмическую структуру любимой песни, а ноты подставляете любые.
Итак, чтобы я предложил в качестве того, как можно сделать из этого всего упражнение для развития фразировки, используя минусовку:

  • Поиграйте импровизацию с жесткими ограничениями: придерживаясь ритмического шаблона, определенного (небольшого) набора нот и одной позиции на грифе без «украшений» (бендов, вибрато, легато, хроматизмов и т.п. );
  • Выделенные Вами мотивы чередуйте в произвольном порядке;
  • Поиграйте, придерживаясь ритмического шаблона, но попробуйте разнообразить нотный материал; поиграйте в разных позициях;
  • Начинайте добавлять «украшения» - делайте фразы живыми;
  • Поиграйте вариации этих паттернов – подвигайте их в пространстве такта; добавьте акценты на разные доли. Можете даже в итоге изменить их до неузнаваемости.
  • «Разбавляйте» изученные паттерны, тем что уже есть у Вас «в пальцах» на данный момент времени.
  • В конце упражнения отпустите себя и поиграйте свободно.
Я думаю Вам должна понравиться такая практика, и Вы сделаете ее регулярной. А со временем результат обязательно проявится – Ваши соло станут куда более разнообразными, какую бы музыку Вы ни играли.
Напоследок: важно понимать, что импровизация с ограничениями (когда вы ставите перед собой определенную задачу и придерживатесь заранее установленных правил) в качестве домашней практики – очень эффективное средство для развития Вашего мастерства.

Комментарии

Популярные сообщения